Методическая копилка

Отчет педагога о проделанной работе за год.

Сенсорная культура

В каждом из видов детской деятельности – своя сенсорная основа, поэтому практически любые предметы могут служить основой сенсорного развития. Все предметы, с которыми приходится малышу сталкиваться, взаимодействовать могут размещать в разных развивающих центрах. Например: краски, карандаши для развития цветовых представлений – ИЗО центре, камешки, песок и др. природные материалы в природном уголке для развития представлений о качествах и свойствах предмета. Но некоторые материалы следует помещать именно в центре сенсорики. Они необходимы для активной, поисково-практической, познавательной деятельности детей разного возраста.

Многие материалы для таких центров найти несложно: это бумага, картон, обрезки дерева, ленты, веревки. Все это должно находиться в центре постоянно. Но некоторые материалы вносить в центр сенсорики следует по мере востребованности. Это материалы:

Ø Для развития осязания – растворимые пищевые добавки; твердые, мягкие, хрустящие, тающие сладкие, кислые, соленые, горьковатые продукты (при желании на некоторое время в центр сенсорики переносится и центр кулинарии);

Ø Для восприятия окружающего через обоняние – саше с ароматическими веществами, ароматические
палочки или свечи, флаконы с духами, баночки с ароматизированными продуктами: ванилином, корицей, кофе и т.п.;

Ø Для восприятия на слух – диктофон или магнитофон, электронные музыкальные инструменты, шумовые предметы: металлические баночки с разными наполнителями, например крупами, горохом, камешками, стеклянными шариками, разные поверхности для извлечения шумов;

Ø Для зрительного восприятия – иллюстрации, книги, для рассматривания, трафареты, лекала, ножницы, бумага для рисования, фонарики, калейдоскоп, пазлы и т.п.;

Ø Для тактильных ощущений – контейнер с предметами разной фактуры, тяжести и
упругости, целыми и состоящими из отдельных частей; поддоны с разными наполнителями, в том числе посевами овса, гороха, или просто с мелкой галькой,
мягкие отходы шерстяной пряжи и т.д.

Необходимо учитывать и социально-половые особенности детей. Так, вполне вероятно, что мальчикам будет более интересно работать с техническими предметами – гайками, винтиками, пинцетами. Девочкам можно предложить разнообразные по качеству лоскутки тканей, меха, бусинки, пуговицы.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

В СЕНСОРНОМ ЦЕНТРЕ

В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем. Поэтому очень важно заботиться о формировании у детей точных представлений о предметах и явлениях, о совершенствовании их сенсорного опыта.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:

— повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

— конкретизировать чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет), учить ориентироваться не только по внешнему виду предметов, но и по словесному описанию;

— делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

— соотносить, сравнивать свойства предметов с
имеющимися мерками, сенсорными эталонами.
       

ФУНКЦИИ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

1. Учебная функция –организация и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, формирование обобщенных представлений и способов действий.

2.Ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами.

3.Расширение практики использования эталонов, практических ориентировок.

4.Контроль за состоянием сенсорного развития. 

ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1. Игры – поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать,
складывать и раскладывать, вставлять нанизывать и т.д. Игровое действие совпадает с практическим действием с предметами.

2.Игры с прятаньем и поиском предметов, основанные на интересе детей к их неожиданному появлению и
исчезновению, поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?»

4. Сюжетно-ролевые, дидактические игры, игровое действие которых заключается в моделировании
жизненных различных ситуаций, выполнение ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона и т.д.

5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто
первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т.п.

Основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становится не прямое указание воспитателя и
желание детей научиться у него, а естественное стремление детей играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательно всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство предмета, подбирать и группировать предметы.

Научившись правильно действовать с сенсорным материалом, дети используют их в самостоятельных ролевых играх. Например, коробочки с запахом и «вкусовые» баночки включают в оборудование «Аптеки»; цветовые таблицы – в игры «Поликлиника» и «Таксопарк» для проверки зрения.

Большинство игр-упражнений для детей 3 – 5 лет
представляют собой составление контрольных пар и на их основе – сериационных рядов, например «От холодного – к горячему» (подбор «тепловых» баночек), «От чуть слышного – к громкому» (подбор пар «шумовых» коробочек, «От гладкого – к шершавому» (подбор табличек с разной поверхностью), «От короткого – к длинному», «От легкого – к тяжелому» и т.д. В таких играх совершенствуются все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное), тренируется память, развивается мышление.

Игры – упражнения могут быть не только индивидуальными, но и групповыми.

Важной частью программы сенсорного развития является конструирование игры – упражнения с деревянными геометрическими формами и строительными наборами. Для таких игр необходимо организовать соответствующую игровую среду в
соответствии с требованиями к организации конструирования.

К отдельной группе игр по развитию сенсорных представлений относят игры с природным материалом и экспериментирование.

К ним относятся: игры с водой, игры со снегом, игры с песком, эксперименты с камнями, игры-эксперименты в зоне науки, которые дают:

— представления о различных физических свойствах воды, света, звука;

— представления из области естествознания   о разновидностях минералов, почвы, камней,
разнообразии природных климатических зон;

— представления из области химии (растворение веществ, их взаимодействие);

— физические представления измерение объема, массы, времени, температуры, свойства магнитов.

Практическое задание: «Назовите варианты использования предметов»

Материалы   для овладения      перцептивными  действиями (тактильные ощущения)

•электрощипцы для завивки (без шнура), пробки от флаконов, пух и перья, пуговицы, бусины, разноцветные скрепки, разноцветные резинки,
использованная фотопленка, прозрачные полиэтиленовые пакеты, скорлупа грецких
орех, вата, нитки, шнурки, тесьма, пустые
деревянные катушки, футляры от «киндерсюрпризов», спилы деревьев, винтики, шурупы, гайки, семена фасоли
разного цвета, бобов, гороха,
пластиковые бутылки разного объема, цвета, конфигурации, пустые жестяные банки, прищепки, защипы для волос, игровое тесто, глина, песок.

Дидактические материалы для развития слуха:

•   магнитофонные записи, предметы быта. Дидактические материалы для развития обоняния; сухие растения и вещества, обладающие хорошо выраженным запахом.